ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Прокуратура Иркутской области
ОБНОВЛЕННАЯ ПАМЯТКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ
«Законодательство о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
г. Иркутск
2015 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения……………………………………………………..
Виды государственного контроля, при осуществлении которых положения Закона № 294-ФЗ не применяются……………………………
Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые с особенностями, установленными другими федеральными законами…..
Плановые проверки……………………………………………………
Внеплановые проверки………………………………………………..
Согласование внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры…………………………………………………………………
Формы проверок………………………………………………………
Сроки проверок ……………………………………………………….
Уведомление  проверяемого о проверке ……………………………
Порядок организации и проведения проверки………………………
Порядок оформления результатов проверки………………………..
Журнал учета проверок……………………………………………….
Обязанности должностных лиц контролирующих органов………..
Права проверяемого…………………………………………………..
Обязанности проверяемого…………………………………………..
Ограничения при проведении проверки…………………………….
Грубые нарушения, влекущие признание результатов проверки недействительными………………………………………………………..
        Новое в законодательстве («надзорные каникулы»,
ориентированный подход, Единый реестр проверок)………………………….
Куда обращаться, если нарушены права……………………………. стр. 3
стр. 4
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 7
стр. 8
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 11
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр.19
Общие положения
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (с изменениями) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) — базовый закон, призванный обеспечить права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверок их деятельности органами контроля (надзора).
Положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
 к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных контролирующих органов и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов контроля (надзора);
 при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
 при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения контролирующими органами проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
 при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
 при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
 при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
 к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Возникающие в указанных сферах правоотношения регулируются  соответствующими федеральными законами, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.
Виды государственного контроля, при осуществлении которых положения Закона № 294-ФЗ  не применяются, предусмотрены ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ. Порядок осуществления указанных контрольных (надзорных) полномочий предусмотрен иными нормативными актами. Например, Налоговым и Таможенным кодексами РФ, Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и т.д.
Виды государственного контроля (надзора),
осуществляемые с особенностями, установленными другими федеральными законами:
 государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, за исключением государственного контроля за экономической концентрацией — ст. 25.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
 лицензионный контроль — ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011                  № 99-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
 федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции — ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
 федеральный государственный надзор в области связи — ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
 государственный надзор в сфере рекламы — ст. 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе»;
 федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения — ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
 федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности — ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
 федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права — гл. 57 Трудового кодекса РФ;
 федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности — ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
 федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений — ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
 федеральный государственный пожарный надзор — ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
 государственный строительный надзор — ст. 54 Градостроительного    кодекса РФ;
 государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий —            ст. 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
 государственный надзор в области организации и проведения азартных игр — ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
 федеральный государственный надзор за проведением лотерей — ст. 21 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях»;
 региональный государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль — ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации;
 и другие (ч.4 ст. 1 Закона №  294-ФЗ).
Особенности организации и проведения проверок устанавливаются в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Виды проверок:
 плановые — ст. 9 Закона № 294-ФЗ;
 внеплановые — ст. 10 Закона № 294-ФЗ
Плановые проверки
Основание проведения — ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора), размещенный на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доведенный до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом.
Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru.
Также планы контролирующих органов, осуществляющих деятельность в области, размещаются на официальном сайте прокуратуры области: ircproc.ru.
Плановая проверка проводится один раз в три года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
 государственной регистрации хозяйствующего субъекта;
 окончания проведения последней плановой проверки хозяйствующего субъекта;
 начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Исключение
В отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлен постановлением Правительством Российской Федерации от 23.11.2009  № 944 (с изменениями).
Внеплановые проверки
Основание Согласование с органами прокуратуры
истечение срока исполнения хозяйствующим субъектом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; не требуется
поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
требуется
требуется
не требуется
приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. не требуется
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Согласование внеплановых выездных проверок
с органами прокуратуры
Решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя принимается прокурором (его заместителем) по результатам рассмотрения заявления контролирующего органа о согласовании её проведения и прилагаемых к нему документов.
Решение прокурора (его заместителя) содержит: наименование органа прокуратуры, ФИО и подпись прокурора, гербовую печать органа прокуратуры, наименование, ИНН, адрес  юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого согласовано проведение проверки, срок проведения проверки, контролирующий орган, уполномоченный на проведение проверки, номер и дату распоряжения контролирующего органа о проведении проверки.
Решение прокурора (его заместителя) может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
Исключение
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
Формы проверок
Документарная Выездная
Предмет проверки Сведения, содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений контролирующих органов Содержащиеся в документах хозяйствующего субъекта сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Место проведения По месту нахождения контролирующего органа По месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности
Сроки проверок
Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
Правительством РФ в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, может быть установлен сокращенный срок проведения проверки в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Исключение:
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Уведомление  проверяемого о проверке
Плановая   Внеплановая
О проведении плановой проверки хозяйствующие субъекты уведомляются контролирующим органом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении выездной внеплановой проверки  хозяйствующий субъект  уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Исключение
 Не требуется уведомления о внеплановой выездной проверке проводимой:
 — в связи с поступлением в органы контроля (надзора) информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение такого вреда;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
— если в результате деятельности хозяйствующего субъекта  причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
При проведении проверки членов саморегулируемой организации контролирующий орган обязан уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.
Порядок организации и проведения проверки
Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении (приказе) должны быть указаны:
 наименование органа контроля (надзора);
 фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организации;
 наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
 цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
 правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
 сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
 перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
 перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
 даты начала и окончания проведения проверки.
Порядок оформления результатов проверки
По результатам проверки должностными лицами контролирующего органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (с изменениями) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» форме.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах.
Один экземпляр с копиями приложений вручается проверяемому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
При отсутствии указанного лица, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается проверяемому лицу либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При несогласии с актом проверки, выданным предписанием об устранении выявленных нарушений хозяйствующий субъект в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие контролирующий орган в письменной форме возражения (при необходимости с приложением документов).
Журнал учета проверок
Хозяйствующие субъекты вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (с изменениями).
Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).
В журнале учета проверок должностными лицами контролирующего органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о:
 наименовании органа контроля (надзора),
 датах начала и окончания проведения проверки,
 времени ее проведения,
 правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки,
 выявленных нарушениях и выданных предписаниях,
 фамилии, имени, отчестве и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Обязанности должностных лиц контролирующих органов
 своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
 соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
 проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
 проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и копии документа о согласовании проведения проверки;
 не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
 предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
 знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
 учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
 доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
 соблюдать сроки проведения проверки, установленные настоящим Федеральным законом;
 не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
 перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
 осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за нарушение  требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
Несоблюдение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в
-проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения,
— нарушении сроков проведения проверки,
— отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
— непредставлении акта о проведенной проверке,
— привлечении не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан,
— проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в
— проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля,
— непредставлении акта о проведенной проверке,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В случае, если при проведении проверки данные нарушения имели место, необходимо незамедлительно обращаться в органы прокуратуры с заявлением, в котором, по возможности, указать дату, время, место совершения правонарушения, наименование органа и ФИО должностного лица, проводившего проверку,  существо нарушения и иные имеющиеся данные для возбуждения дела об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет один год, после истечения которых привлечь виновное лицо будет невозможно.
Права проверяемого
 непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
 получать от контролирующего органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
 знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
 в случае несогласия с актом проверки в течение 15 дней с даты получения акта представить в контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений;
 обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.
 на возмещение вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц контролирующих органов, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Обязанности проверяемого
 юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
 предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
 обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
За воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) статьёй 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 2 до 4 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.
Указанные действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 20 до 50 тыс. рублей. Повторное совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
Примечание: Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом не установлено иное.
Ограничения при проведении проверки
Проверяющие  не вправе:
 проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;
 проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
 проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
 осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;
 требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
 отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
 распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
 превышать установленные сроки проведения проверки;
 осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Грубые нарушения, влекущие признание
результатов проверки недействительными
 отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой проверки;
 проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
 отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
 нарушение срока уведомления о проведении проверки;
 привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
 нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
 проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
 истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
 превышение установленных сроков проведения проверок;
 непредставление акта проверки;
 участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Результаты проверки, проведенной с указанными нарушениями, не могут являться доказательствами допущенных хозяйствующим субъектом нарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Новое в законодательстве («надзорные каникулы», риск-ориентированный подход. Единый реестр проверок)
Запрет проведения с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок субъектов малого предпринимательства установлен статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В обязательном порядке органы контроля должны проверять информацию об отнесении включаемых в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства при разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017 и 2018 годы.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе обратиться в орган контроля (надзора) с заявлением об исключении проверки в отношении него из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что данная проверка включена в нарушение положений статьи 26.1 Закона №  294-ФЗ проверки.
Кроме того, в силу части 5 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ должностные лица органа контроля (надзора) перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить содержание положений настоящей статьи, а в случае представления им документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (ч. 7 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).
Что нового, в числе исключений — лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).
Кроме того, под действие моратория не подпадут юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекавшиеся, в частности к административной ответственности за грубые правонарушения, или лишенные лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет.
С 1 января 2018 г. вводится понятие риск-ориентированного подхода организации и осуществления государственного контроля (надзора).
Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.
Единый реестр проверок
С 1 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 511-ФЗ, в соответствии с которым создан Единый реестр проверок.
Применение данной статьи будет происходить поэтапно. Так, в частности, положения статьи в отношении присвоения учетного номера проверкам и включения в Единый реестр проверок информации о проверках будут применяться в отношении проверок, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов РФ, и проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), с 1 июля 2016 г., в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, с 1 января 2017 г., в отношении видов федерального государственного надзора — с 1 июля 2015 г.
Единый реестр проверок является государственным информационным ресурсом (системой), обладателем информации которого является Российская Федерация. Согласно ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Перечень всех государственных информационных систем размещен на официальном сайте Роскомнадзора в сети Интернет (URL: http://rkn.gov.ru/it/register/).
Законодатель определил в качестве оператора Единого реестра проверок Генеральную прокуратуру РФ.
Правила формирования и ведения Единого реестра утверждены Правительством РФ (Постановление от 28 апреля 2015 г. № 415).
Единый реестр проверок будет содержать информацию:
— о плановых и внеплановых проверках ЮЛ и ИП, проводимых в соответствии с комментируемым Законом;
— результаты проверок в электронной форме;
— документы в электронной форме, на основании которых такие проверки проводятся или проведены, и документы, подтверждающие их результаты.
Определен состав информации, которая является общедоступной.
Одновременно законодатель установил, что ведение Единого реестра проверок должно осуществляться с учетом норм законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне. Информация и копии документов, содержащиеся в Едином реестре проверок, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ (см. Закон РФ «О государственной тайне», ФЗ «О коммерческой тайне», Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188).
Куда обращаться, если нарушены права
Обо всех случаях нарушения закона можно сообщить в городскую, районную прокуратуру или прокуратуру Иркутской области по почте, телеграфу, факсимильной связью, информационным системам общего пользования, в том числе в «Интернет – приемную», расположенную на сайте прокуратуры области по адресу: irkproc.ru.
В целях оперативного взаимодействия органов прокуратуры и предпринимателей в прокуратуре области действует телефон доверия 83952 – 25-31-59, 25-30-98.
В аппарате прокуратуры области прием граждан осуществляется в течение рабочего дня дежурным прокурором по адресу: г. Иркутск, ул. Володарского, 5.
 С 01.01.2014 за защитой своих прав предприниматели вправе обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей Иркутской области – Москаленко Алексей Алексеевич по адресу: 664025 г. Иркутск, б. Гагарина, д. 74, эт. 4,. тел.488535.
По вопросам нарушения антимонопольного законодательства необходимо обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 664025 г. Иркутск ул. Российская, 17 (руководитель – Заморина Валентина Андреевна).

Обсуждение закрыто.